24.04.2024

24 апреля 2024 года в Москве в Секретариате ОДКБ под председательством Республики Казахстан состоялись консультации государств – членов ОДКБ на тему: «Об актуальных вопросах контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения» (КВРН).

24.04.2024

В период с 1 по 23 апреля 2024 года на базе Военной академии Генерального штаба ВС РФ проведены очередные IX Курсы обучения руководящего состава и ведущих специалистов оборонных ведомств, правоохранительных органов, аппаратов советов безопасности, органов безопасности и специальных служб, а также органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, государств – членов ОДКБ.

"Голос России": Только ОДКБ может обеспечить безопасность Центральной Азии - эксперт

28.05.2013

Радио "Голос России", 27 мая

Защита от угроз после вывода войск НАТО из Афганистана стала одной из ключевых тем на встрече министров обороны государств-членов ОДКБ. Однако дестабилизирует обстановку в Центральной Азии не только афганская угроза, но активное участие Североатлантического альянса в происходящем в регионе, считает эксперт Юрий Крупнов

- С учетом вывода войск из Афганистана необходимо, видимо, перестраивать систему коллективной безопасности. Об этом, в частности, говорили и главы МИД стран-участниц ОДКБ. Что предлагается странами-участницами для укрепления границ Центральноазиатского региона?

- Сегодня мы не можем говорить уверенно ни о чем, поскольку все меры безопасности, которые начинают планироваться, пока очень спорные. По большому счету, существует масса противоречий. Например, есть такая позиция: выводятся войска, и якобы экстремисты нацелены на то, чтобы идти на север - на государства Центральной Азии - и дестабилизировать там ситуацию.

Эта точка зрения сегодня имеет все меньше сторонников, поскольку непонятно, что это за экстремисты. Тот же "Талибан" - это пуштунские националистические объединения, которые, собственно, не заинтересованы ни в каком походе на север.

Вы сказали о выводе войск. Но если выразиться более точно, будет вывод именно основной части войск. Девять баз, как уже официально заявлено и США, и президентом Афганистана Хамидом Карзаем, останутся в Афганистане. Есть вторая точка зрения: именно военное присутствие НАТО может дестабилизировать ситуацию. Кроме того, оно интенсивно распространяется на Узбекистан, на Центральную Азию, то есть расширяется военно-стратегический плацдарм.

Я уверен, что за закрытыми дверями велась очень серьезная дискуссия, откровенный разговор.

- Тем не менее, мы не знаем, как ситуация будет развиваться дальше, кто и через какие механизмы способен противостоять угрозам из Афганистана. Способна ли ОДКБ выполнять эту функцию на всех участках регионального пространства, или нужна помощь других организаций, как вы полагаете?

- Я надеюсь, что ОДКБ четко заявит, что организации не нужна помощь никаких внерегиональных сил. Присутствие НАТО в Афганистане, в сердце Азии, никак не вяжется… НАТО - это Североатлантический блок, то есть регион присутствия НАТО и аккредитации НАТО при Организации Объединенных Наций - это Североатлантический регион.

Пусть НАТО занимается Североатлантическим регионом. ОДКБ с точки зрения ключевых государств, входящих в нее, - это единственная структура (конечно, в сотрудничестве с ШОС) в плане обеспечения безопасности, которая может и должна принимать ответственность за безопасность.

Кроме того, очень важно, что спектр угроз резко расширился. ОДКБ уже должна рассматривать не только военную или антитеррористическую угрозу, и даже не только антинаркотическую, но и экономическую. Если, например, в Центральной Азии, а тем более в Афганистане, не будет подниматься уровень и качество жизни, и молодежь не будет получать занятость через индустриализацию, будет очень сложно стабилизировать ситуацию.

ОДКБ должна расширять спектр систем безопасности. Я очень надеюсь, что этот саммит станет этапным по переорганизации ОДКБ в полноценную организацию, которая должна обеспечить безопасность по южному направлению.

- Нет ли здесь столкновения интересов? 3 июня в Узбекистане, который, кстати, приостановил членство в ОДКБ, откроется региональный офис НАТО. Он планирует координировать действия всех заинтересованных сторон в поэтапном выводе войск, вооружений и армейского имущества из Афганистана.

Власти Узбекистана опасаются, что с началом вывода войск активизируется деятельность экстремистских организаций и первый удар может прийтись как раз на Узбекистан. Нет ли здесь противоречий в сотрудничестве стран-членов ОДКБ и Узбекистана?

- Вы абсолютно правы, это не просто противоречие - это кричащее противоречие, поскольку оказалось, что НАТО и США пришли в Афганистан в 2001 году не для борьбы с терроризмом, а для того, чтобы организовывать военно-стратегический плацдарм. Сейчас, объясняя свои действия приоритетностью угрозы для Узбекистана со стороны так называемых "экстремистов", НАТО интенсивно расширяет свое присутствие.

Открытие такого регионального центра в государстве, которое совсем недавно приостановило членство в ОДКБ, - это базовая точка кричащих противоречий в регионе. Спрятаться в песок и уйти от разговоров о том, а что делает НАТО и какую безопасность обеспечивает этот блок, не получится.

Конфронтационная ситуация будет нарастать. Не поддаваясь на всякого рода провокации, ОДКБ должна четко заявлять, что это - зона интересов государств ОДКБ, что никакие внерегиональные державы (а это и США, и все основные члены НАТО) не должны присутствовать в Центральной Азии.

- Киргизия, как известно, хочет предложить большой транспортный проект. Главы государств должны обсудить создание альтернативной железной дороги из России в Таджикистан через Казахстан и Киргизию. Насколько необходимо это строительство сейчас?

- Это жизненно необходимый проект, и он связан не только с экономическими вопросами, например, транспортной изоляцией Таджикистана и Киргизии, но и с военной безопасностью. Мы должны иметь все необходимые логистические условия для того, чтобы в случае любого обострения ситуации снабжать силы ОДКБ необходимым вооружением и техникой. В этом смысле это приоритетный проект. Я очень надеюсь, что на саммите он будет не только обсужден, но и будут приняты прямые решения.

- То есть военно-техническая помощь России необходима странам Центральноазиатского региона, чтобы блок НАТО не размещал под видом каких-то объектов свои военные силы?

- Безусловно, и это и происходит. Другое дело, что в мы потеряли достаточное количество времени под убаюкивающие сказки о том, что НАТО вместо нас обеспечивает безопасность центра Евразии.


Афганистан выглядит устрашающе

ОДКБ готовится к выводу афганского контингента НАТО



Коммерсантъ, 28 мая 2013 г.

Государства—члены Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ) готовятся к обострению обстановки в Афганистане. Ситуация в этой стране стала ключевой темой состоявшихся вчера в Бишкеке неформальных встреч глав МИДов, министров обороны и секретарей совбезов курируемого Москвой военно-политического блока на постсоветском пространстве. Их прогноз на период после 2014 года — негативный. С подробностями из Бишкека — корреспондент "Ъ" ЕЛЕНА ЧЕРНЕНКО.

"Чем ближе к 2014 году, к выводу из Афганистана сил международной коалиции, тем большее место ситуация в этой стране занимает на международной повестке,— заявил "Ъ" постпред РФ при ОДКБ Игорь Лякин-Фролов накануне вчерашних переговоров.— Трудно сказать, что произойдет в будущем. Напряженность может возрасти, а угрозы, исходящие из Афганистана,— обостриться и захлестнуть соседние регионы, в том числе и страны ОДКБ". В этот военно-политический блок, напомним, помимо России входят Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и Таджикистан.

По признанию собеседника "Ъ", эксперты ОДКБ разработали разные сценарии развития ситуации в Афганистане на период после вывода оттуда большей части натовского и американского контингентов. Впрочем, как объявил на минувшей неделе генсек организации Николай Бордюжа, самый реалистичный прогноз — негативный.

С подобной оценкой согласен и спецпредставитель президента РФ по Афганистану, глава второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов. "Если задача повышения боеспособности Афганских национальных сил безопасности не будет решена — а положение дел оптимизма не вызывает,— весьма вероятен рост влияния экстремистов, что чревато различными потрясениями вплоть до гражданской войны и раскола страны по этническому признаку",— заявил он недавно в интервью "Ъ".

Основания для столь пессимистичного прогноза дает нынешнее положение дел в Афганистане. "Сегодня только 7% частей афганской армии и 9% частей полиции, по американским оценкам, имеют достаточный уровень подготовки, чтобы действовать самостоятельно при минимальной поддержке со стороны международных сил,— пояснил "Ъ" господин Кабулов.— Каждые три из десяти новобранцев Афганской национальной армии ежемесячно дезертируют, гибнут, получают ранения или попадают в плен. Количество дезертиров за последние три года превысило 63 тыс.— это треть армии!"

В Бишкеке министры и секретари совбезов обсудили ключевые угрозы, с которыми соседи Афганистана (только у Таджикистана с ним более 1,3 тыс. км общей границы) сталкиваются уже сегодня: непрекращающийся поток наркотиков, опасность вторжения вооруженных бандформирований, прошедших подготовку в лагерях и учебных центрах на территории Афганистана, распространение радикальных религиозных идей и поддержка местных фундаменталистов в странах Центральной Азии, контрабанда оружия. После 2014 года все эти проблемы могут обостриться.

Впрочем, как заверил "Ъ" источник в российской делегации, "физического присутствия военных из стран ОДКБ в Афганистане в этом случае все равно не будет".

Помимо афганской тематики вчера в киргизской столице также обсуждались вопросы совершенствования совместной оперативной и боевой подготовки коллективных сил ОДКБ.

Сегодня же в Бишкеке пройдет неформальная встреча глав государств—членов ОДКБ Центрально-Азиатского региона — России Владимира Путина, Казахстана Нурсултана Назарбаева, Киргизии Алмазбека Атамбаева и Таджикистана Эмомали Рахмона. Ключевой темой переговоров президентов также станет ситуация в Афганистане.

Афганский наркотрафик попал в прицел ОДКБ

НГ, 28.05.2013.

Госнаркоконтроль предлагает избавиться от героиновой дури силовыми методами

Россия инициирует новые направления борьбы с наркотрафиком как одной из главных угроз, которая возникнет после вывода из Афганистана в 2014 году иностранных войск. На открывающемся сегодня неформальном саммите глав государств Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) президент РФ Владимир Путин предложит ряд прорывных шагов, которые в ближайшее время должны значительно уменьшить транзит героина и других наркотиков из Афганистана в Россию и другие страны ОДКБ.
В частности, глава России, по данным «НГ», обнародует идею ликвидации наркотрафика не только на территориях стран СНГ, но и уничтожения его, как говорится, в зародыше, то есть в Афганистане. Как сообщают источники в Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), после вывода сил НАТО и США из этой страны службам и Силам коллективной обороны ОДКБ совместно с заинтересованными государствами будет предложено приступить к физическому уничтожению складов, лабораторий, фабрик и плантаций мака в Афганистане.

Эта идея впервые была озвучена председателем Государственного антинаркотического комитета, директором ФСКН Виктором Ивановым на Международной конференции по Афганистану в Москве в апреле 2013 года. Тогда при поддержке Кремля и российского правительства Иванов предложил «трем ключевым региональным державам – России, Ирану и Пакистану – разработать в кратчайшие сроки совместно с Афганистаном антинаркотическую стратегию, которая позволит скоординировать общие действия и приступить к практической ликвидации планетарного наркопроизводства в Афганистане». Теперь, похоже, эти инициативы будет реализовывать ОДКБ, и тем самым организация займется конкретным делом и станет головной структурой в международной борьбе с наркотическим злом.

По мнению Иванова, именно героин является первопричиной всех исходящих угроз, которые следует ожидать в ближайшее время из Афганистана. «Афганское наркопроизводство превратилось в генератор всего спектра угроз, системообразующий фактор военно-политической ситуации во всей Евразии», – отмечает он. Однако Иванов считает, что «рассуждения о том, что уход основной части войск НАТО стимулирует увеличение объемов производства наркотиков в Афганистане, не учитывают того фундаментального факта, что уже действующие производственные мощности наркоинфраструктуры являются запредельными, по сути, разрушающими и политически, и биологически Евразию». Иванов уверен, что «вопрос надо ставить не о сдерживании и без того запредельного трафика наркотиков, а о кардинальном – поистине революционном – снижении наркопроизводства в Афганистане как минимум в 10 раз». Без силового вмешательства это сделать невозможно.

Но вот вопрос: почему Россия ранее не инициировала такие шаги? В ФСКН объяснили, что в Афганистане с 2001 года и по настоящее время действуют силы НАТО и США, которые проводят вооруженные операции против религиозных экстремистов. Таким образом, экспорт в эту страну третьей силы, ведущей борьбу с наркопроизводством, конечно же, практически пока невыполним.

Между тем, как сообщает Иванов, «после начала операции «Несокрушимая свобода» рост объемов производства героина в Афганистане вырос более чем в 40 раз! От афганского героина в мире погибли более миллиона человек, более того, в транснациональную организованную преступность от продажи героина инвестировано более триллиона долларов. Борясь с талибами, натовцы и США инициировали рождение другого зла – героинового».
И это зло после ухода иностранных войск из Афганистана надо победить. ФСКН предлагает не только силовые, но и гуманитарные методы борьбы. Неделю назад, выступая в Госдуме, Иванов предложил создать госкорпорацию по развитию Центральной Азии. По его словам, корпорация поможет отвлечь население ряда республик СНГ от участия в незаконной торговле наркотиками в России. «Я говорил на этот счет с главами правительств Казахстана, Таджикистана, они поддерживают идею подобной корпорации», – отметил Иванов. Глава ФСКН предлагает экономические проекты и для Афганистана, с подключением не только ОДКБ, но и других международных авторитетных организаций, таких как ООН, ШОС и т.п.

«Борьба с наркотрафиком со стороны стран ОДКБ, конечно же, должна быть более эффективной. Но транзит героина и других видов наркотиков проходит не только через страны, входящие в систему коллективной обороны. Поэтому вполне очевидно, что уничтожать эту заразу эффективнее в самом Афганистане. Конечно же, такая деятельность потребует значительных средств и сил, в том числе и военных. И здесь участие международных институтов желательно для России и ее союзников. Только широкая антинаркотическая коалиция сможет победить это зло в мире», – полагает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков.
С Родюковым согласен президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. Он считает, что России в одиночку и даже с союзниками по ОДКБ проблемы безопасности и борьбы с наркотрафиком не решить: «Необходимо к этому процессу подключать страны ШОС, а также страны, которые являются наблюдателями в этой организации, – Индию, Пакистан, Иран и сам Афганистан». По мнению генерала, «помимо организации собственно антинаркотической борьбы должна быть сформирована широкая программа гуманитарной и экономической помощи Афганистану. Должны создаваться рабочие места, чтобы для дехкан, которые трудятся на маковых плантациях, были альтернативные перспективы для производства нужной для населения и на экспорт сельскохозяйственной продукции».







Вернуться назад

Возврат к разделу

Все новости