7 февраля в Москве состоялась встреча Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова с председателями комитетов (комиссий) парламентов государств-членов ОДКБ, к предмету ведения которых относятся вопросы международных отношений, обороны и безопасности.
Генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов провёл экспертное совещание с участием Директора Института Китая и современной Азии РАН Кирилла Бабаева.
В ожидании больших переговоров: кто сформирует повестку, тот выиграет
29.01.2025Автор: Обозреватель АЦ ТАСС Эдуард Биров
Мир в ожидании большого политического действа – Москва и Вашингтон в 2025 году всё-таки подошли если не к большой сделке, то к историческим переговорам точно. Вероятность достижения компромисса, прямо скажем, невысокая, однако стороны – а это не только Россия и США, но и Китай – похоже, пришли к осознанию необходимости пост-Ялтинско-Постдамской системы международных отношений во избежание ядерной войны.
Процесс поиска компромисса будет небыстрым, полным драматичных поворотов и – из-за фактора экстравагантного Трампа – эмоциональным, с резкими выпадами и битием посуды. Он уже начался с угроз и шантажа со стороны Вашингтона, однако России, привыкшей к хамству со стороны «не-партнеров», к этому не привыкать – Москва не верит не только слезам, но и санкциям. Гораздо опаснее неточное определение мотивов и целей контрагента, вызванного ложным его образом.
Подмена реальностью мифом: примеры манипуляции
Человеку – независимо от уровня образования и статуса – свойственно оценивать происходящее и принимать решение, исходя из некоего видения. Не из рациональной аргументации и бухгалтерских расчетов, а из определенного образа, мифа, сложившегося в сознании.
Все последние десятилетия западные политтехнологи используют эту технологию. Самый яркий и печальный для нас пример в большой политике – это формирование в позднем СССР видения того, что США превосходят Союз в военном отношении (блеф СОИ, "Звездные войны") и в то же время хотят, дескать, дружить с Москвой и вместе строить демократичный мир.
Другой, более свежий, пример – это Украина в 2010-е. За кратчайшие сроки её жителям внушили видение России как империи зла и экзистенциального врага украинцев, Запада - как благодетеля и светоча свободы, а бандеровцев - как патриотов Украины. Что позволило Западу направить на убой сотни тысячи изначально неглупых людей.
Против России эта технология в 2012-2014 годы впервые потерпела неудачу – подготавливаемая цветная революция обернулась пшиком и даже, как реакция на неё, Русской весной, поскольку большинство россиян не поверили в навязываемое противником видение.
Как и в начале СВО, когда американцы внушали нам и себе заодно, что российская экономика и общество не выдержат тяжести затяжной войны и Россия вот-вот обрушится и повторит судьбу позднего СССР. Ложное видение не сработало, большинство россиян в него не поверило.
Спустя три года именно в США произошла смена администрации, которая вынуждена признать необходимость переговоров с Россией, а не наоборот. Но от технологии манипуляции американцы вовсе не отказались и стремятся задействовать её во время переговоров.
Образ Трампа как эффективного бизнесмена
С первого же дня после возвращения в Белый дом Трамп с ковбойскими наскоками обрушился на все международные проблемы (попутно создав новые) – в том числе потребовал остановить войну на Украине, развязанную самими американцами. Трамп кулуарно выставил перед Москвой свои условия (во многом напоминающие Минские соглашения) и потребовал их выполнения под угрозой новых санкций.
Тем самым он пытается внушить всему миру и России видение, что «Америка уже вновь великая» и ресурсов и сил хватит на подчинение всех – как на противников, так на сателлитов.
Тем не менее, несмотря на браваду трампистов, системные проблемы в США – гигантский госдолг, утрата доверия к доллару, превалирование финансового сектора экономики над реальным, упадок социальной и транспортной инфраструктуры, недоступность качественной медицины, расовые предрассудки и межэтническая рознь – никуда не исчезли, и решение их не просматривается даже на горизонте.
Громкие заявления о присоединении Канады, Гренландии, Мексики и Панамского залива, похоже, направлены на медийное отвлечение американского народа от этих проблем, и в то же время они создают у американцев такое видение, что Трамп чрезвычайно крут и способен принести им «золотой век Америки». Если даже хоть одно из обещаний ему удастся реализовать (к примеру, купить Гренландию или выдавить китайцев из Панамского канала), то такое видение еще сильнее утвердится в массовом сознании, независимо от других результатов.
Однако для аудитории в России формируется несколько иное видение Трампа – как бизнесмена и прагматика, который руководствуется рациональными расчетами и готов к компромиссу. Москве пытаются внушить: мол, не обращайте внимание на его скандальные фразы и ковбойские наскоки – это просто маска, прикрытие, а на самом деле Трамп вполне договороспособен и готов заключить сделку, но так, чтобы ему не пришлось ударить в грязь лицом перед своей аудиторией.
На самом деле образ Трампа как бизнесмена не вполне соответствует действительности – по крайней мере, он точно не типичный бизнесмен.
Во-первых, заложил основы бизнес-империи Трампа его отец Фредерик, который при Рузвельте поднялся на строительстве домов и передал Дональду своё богатство. Во-вторых, сам Трамп более-менее успешно занимался только продажей недвижимости (ещё в 1970-90-е годы), на чём и нажил основной капитал – все же другие его предприятия, особенно в сфере азартных игр, оборачивались неудачами. В-третьих, он много раз становился банкротом и из-за своего характера и попадал в неприятные истории, при этом капитализируя скандальную известность, называя своей фамилией здания, отели, элитные продукты, мебель. И наконец – последние десятилетия Трамп известен больше, как шоумен и экстравагантный политик, как король эпатажа в массмедиа. По психотипу Трамп точно не рациональный сухарь, а экстравагантный нарцисс и шоумен. Даже деловые переговоры он воспринимает не как поиск компромисса, а как возможность показать свою крутость и оригинальность.
Так почему же нам навязывают видение, что Трамп – успешный и договороспособный бизнесмен? Для чего Москве пытаются внушить, что Трамп прагматичен? Может, чтобы в Кремле поверили во вменяемого Трампа в противоположность невменяемым Байдену и Ко, чтобы за образом делового человека не разглядели нахрапистого напёрсточника и махинатора?
Похоже, что так.
И целью такой манипуляции может быть навязывание России невыгодной сделки, загоняющей нас в повторную "заморозку" до достижения цели СВО.
Представив её как выгодный компромисс и навязав нам видение, что Трамп очень силён и мог бы выставить более жёсткие условия. Ложное видение соперника угрожает неправильными решениями, этого важно не допустить.
Нарциссизм и желание славы миротворца
Однако, как сейчас модно говорить, в эту игру можно играть вдвоём – и российская сторона вполне способна в процессе переговоров навязать Вашингтону необходимое нам видение и сыграть на особенностях Трампа.
Нарциссизм, самовлюбленность, болезненное тщеславие 47-го президента США – черты, которые уже сами по себе искажают восприятие реальности в пользу себя любимого.
Совсем другой психотип у Владимира Путина: он не любит выпячивать себя, подчёркнуто скромен в оценке своей роли в истории. Российский лидер может в переговорах с Трампом спокойно позволить оппоненту на камеры играть первую скрипку, красоваться перед мировой аудиторией. Тем самым психологически Трамп сделался бы заложником ситуации, в некотором смысле должником.
Вторым и главным фактором может стать известное желание Трампа остаться в мировой истории великим миротворцем. В ходе инаугурационной речи он об этом сказал с откровенностью ребёнка:
«Моим самым гордым наследием будет наследие миротворца и объединителя. Вот кем я хочу быть – миротворцем и объединителем».
Очевидно, что прекращение войны в Европе и долговременный мир между великим державами – это более чем сильная заявка на статус выдающего миротворца и Нобелевскую премию мира.
И Москва может поспособствовать этому и предоставить Дональду такой великолепный шанс, но – принципиальный момент – только в обмен на соблюдение фундаментальных условий, выдвинутых Россией. С вежливой дипломатической оговоркой – да, мы понимаем, что президенту США пойти на них не просто, но, к сожалению, в противном случае интересы безопасности России останутся не обеспеченными и мы будем вынуждены продолжить СВО (возможно, с использованием «Орешника», и не только его).
В результате в сознании противника сложится необходимое нам видение – Трамп-великолепный вынудил Россию завершить войну и принёс мир в Европу, заслужив лавры миротворца; а то, что пришлось пойти на некоторые требования Москвы, так это минимальная плата за совершённое.
Конечно, такое видение у Трампа и Ко быстро сформировать не получится, на это может уйти не один тур переговоров тет-а-тет. Но, во-первых, как известно, именно в таком формате встреч Владимир Путин чрезвычайно силён и убедителен. А во-вторых, у Трампа не так много времени на то, чтобы реализовать свою мечту, и с каждым месяцем срок его каденции будет неумолимо уменьшаться, а статус миротворца будет всё призрачнее. О чём российская сторона может вежливо напоминать, подчёркивая, что Москве незачем торопиться с учётом успешного хода СВО.
Таким образом, нарциссизм Трампа и его желание славы миротворца вкупе с дзюдоистскими навыками российского лидера в отстаивании национальных интересов могут сыграть ключевую роль в ходе больших переговоров, которые имеют шанс закончиться реальной разрядкой. Впрочем, шансы эти, повторюсь, все еще невелики.
Мнение авторов может не совпадать с позицией Организации