24.04.2024

24 апреля 2024 года в Москве в Секретариате ОДКБ под председательством Республики Казахстан состоялись консультации государств – членов ОДКБ на тему: «Об актуальных вопросах контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения» (КВРН).

24.04.2024

В период с 1 по 23 апреля 2024 года на базе Военной академии Генерального штаба ВС РФ проведены очередные IX Курсы обучения руководящего состава и ведущих специалистов оборонных ведомств, правоохранительных органов, аппаратов советов безопасности, органов безопасности и специальных служб, а также органов, уполномоченных в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, государств – членов ОДКБ.

Великобритания и Кипр

14.03.2024

Часть 1. Зачем Великобритании нужен Кипр?

Выход Великобритании из Европейского союза, состоявшийся 1 февраля 2020 г., коренным образом изменил политику Лондона в отношении Средиземноморья. Если раньше Британия рассматривала Средиземноморский регион как площадку для взаимодействия в рамках ЕС и НАТО, то, согласно комплексному обзору концепции национальной безопасности «Глобальная Британия в эру конкуренции», Соединённое Королевство намерено восстановить свои позиции в Средиземноморье практически до того уровня, на котором они существовали до Суэцкого кризиса 1956 г. Поэтому особое внимание Лондон будет уделять своим традиционным опорным точкам в регионе Средиземного моря, к которым относятся, в первую очередь, Гибралтар и Кипр.

Кипр оказался под управлением Соединённого Королевства в соответствии с Кипрской конвенцией 1878 г., подписанной Турцией и Великобританией. Однако владение не было безвозмездным – Лондон был обязан ежегодно выплачивать турецкому султану 5000 фунтов стерлингов за сохранения права на управление островом. Более того, турецкий султан не передал британской королеве права на владение Кипром, то есть юридически остров ещё оставался частью Османской империи.

Такая система управления Кипром сохранялась до 5 ноября 1914 г., когда Великобритания, в виду участия Османской империи в Первой мировой войне на стороне Тройственного союза, объявила Турции войну и аннексировала Кипр.

После Второй мировой войны сохранение британского владычества на острове было важно для Лондона, прежде всего, с точки зрения сохранения военных баз в виду нарастания напряжённости вокруг Суэцкого канала. Однако после неудачного англо-французского удара по Египту оказалось, что кипрские базы не могут быть полноценной заменой базам на Ближнем Востоке.

Стоит отметить, что в 1959 г. британские власти объявили о том, что больше не нуждаются в Кипре как опорном пункте в Средиземноморье. Это спровоцировало рост межнациональной напряжённости на острове. В течение года остров находился фактически в состоянии гражданской войны. К урегулированию конфликта подключились и Соединённые Штаты, которые пытались оказывать дипломатическое давление и на Афины, и на Анкару. США необходимо было сохранение Кипра в руках Великобритании, чтобы сохранить и укрепить существующие позиции НАТО в Восточном Средиземноморье.

Спустя 65 лет особое значение для Великобритании сохраняют военные базы на Кипре – «Акротири» и «Декелия». Эти базы были созданы в результате вывода британских войск с Ближнего Востока в конце 1950-х гг. и остались во владениях Соединённого Королевства после объявления независимости Кипра от британской короны в 1960 г. «Акротири» является важнейшей зарубежной базой королевских ВВС Великобритании, а «Декелия» - базой сухопутных войск Соединённого Королевства. Именно эти базы Британия с 2015 г. активно задействует для проведения своих военных операций на Ближнем Востоке, тем самым фактически подставляя Никосию под угрозу ответных ударов террористов с Ближнего Востока. Ранее эти базы также играли важную роль в контроле и защите Суэцкого канала. Более того, с января 2024 г. база «Акротири» используется для нанесения ударов по хуситам в Йемене, в ответ на их атаки на британские и американские нефтяные танкеры. С февраля 2022 г. эта база также применяется для воздушной переброски вооружений и боеприпасов к ним для нужд ВСУ/

Однако руководство Кипра считает британские базы оккупационными и при поддержке правительства Греции всеми силами пытается добиться их закрытия. Это связано с тем, что, во-первых, для киприотов выгоднее было бы использовать территории, занимаемые этими базами, для рекреационных целей, а, во-вторых, по мнению многих экспертов, Британия использует свои базы для затягивания переговорного процесса по урегулированию греко-турецкого конфликта на Кипре. Затягивание урегулирования кипрского конфликта необходимо Британии, как раз для сохранения военных баз, поскольку руководство единого кипрского государства может потребовать от Лондона освободить занимаемые территории, а это напрямую отразиться на военных возможностях, как Соединённого Королевства, так и НАТО в восточном Средиземноморье.

 

Часть 2. Британия и урегулирование конфликта на Кипре.

Установление британской власти на острове привело к установлению нового типа управления – колониального. В то же время англичане сохранили многие традиционные административные структуры, существовавшие в период османского владычества. Основой создания новых структур управления Кипром было разделение местного населения на этнические общины (греческую, турецкую, армянскую и т.д.) во главе с этнархами – руководителями соответствующих общин. Однако такое разделение кипрского общества означало снижение политического и социального статуса турок, составлявших около 25% населения острова и пользовавшегося различными привилегиями при османском владычестве. Это выражалось в том, что британская администрация учитывала в основном интересы греческого населения Кипра и оказывала поддержку христианам, а не мусульманам. Более того, переход острова под британское управление вызвал рост греческого национализма и привёл к появлению требований о воссоединении острова с Грецией. После полной аннексии острова Соединённым Королевством британцы и вовсе стали подталкивать турецкое меньшинство к переезду в Турцию.

Напряжённость между христианской и мусульманской общинами усилилась после окончательного установления на британского владычества. Желание греков, проживавших на Кипре стать частью греческого королевства, стало причиной того, что в октябре 1931 г. греческая община подняла восстание против британских властей острова.

После Второй мировой войны Лондон попытался построить на Кипре более либеральный режим управления. Там была создана Консультативная Ассамблея, состоявшая из 28 человек и которая должна была помогать британскому генерал-губернатору в осуществлении его политики. Представители греческой общины отказались от участия в работе данной Ассамблеи, поскольку посчитали это нарушением своего требования о воссоединении с Королевством Греции. При этом представители турецкой общины, наоборот, приняли участие в работе Консультативной Ассамблеи и потребовали обеспечить их участие в последующих правительствах Кипра. Однако уже в мае 1947 г. Консультативная Ассамблея была распущена после того, как представители греческой общины проголосовали против проекта конституции.

В 1950-е гг. ситуация во взаимоотношениях греческого и турецкого населения острова постепенно ухудшалась. По результатам плебисцита, проведённого греческой общиной, 96% греков проголосовали за союз с Грецией, а турецкая община посчитала это дискриминацией части коренного населения острова. Противостояние двух общин привело к росту насилия на Кипре, например, 31 марта 1955 г. греческая националистская организация «Эллинистская организация борьбы за Кипр» начала этнические чистки против турецкой общины острова. Попытки интернационализировать греко-турецкий конфликт на Кипре только усугубили напряжённость в отношениях между общинами и вызвали трудности для британских властей острова.

Это вынудило Лондон пересмотреть свою позицию по вопросу национального единства на Кипре. Так, 30 июня 1955 г. новый министр иностранных дел Соединённого Королевства Гарольд Макмиллан объявил о применении Британией нового подхода к урегулированию греко-турецкого противостояния на острове. Здесь стоит отметить, что новым в этом подходе к урегулированию ситуации на Кипре является привлечение третьих государств (Греции и Турции) в рамках Лондонской конференции по безопасности в Восточном Средиземноморье к решению судьбы британской колонии. По словам британского чиновника Джона Рэдэвэя, работавшего в колониальной администрации на Кипре, проведение конференции о дальнейшей судьбе острова символизировало признание Лондоном международного значения Кипра и его значимости, как для Греции, так и для Турции. Однако на конференции так и не удалось достичь консенсуса.

После провала Лондонской конференции руководство Соединённого Королевства предприняло ещё несколько попыток урегулирования кипрского вопроса. Одной из таких попыток был план Рэдклиффа, предусматривавший предоставление обеим общинам на острове равных прав и могло привести к дальнейшему разделению острова на две части. Также губернатор Фут в 1957 г. предложил свой проект кипрской проблемы, но он тоже не было принят ввиду радикализации обстановки на острове и более жёсткой позиции Турции.

Новый план урегулирования, предложенный британским премьер-министром Гарольдом Макмилланом в 1958 г., предполагал сотрудничество между греческой и турецкой общинами, а также между Великобританией, Грецией и Турцией. При этом каждая община должна была проводить свою собственную политику через Палату Представителей.

По мнению Макмиллана, реализация данного плана должна была привести к стабилизации ситуации на острове и отмене чрезвычайного положения, ранее введённого британскими властями. Но план был отвергнут и Грецией, и Турцией, а общины Кипра ответили интенсификацией военных действий друг против друга. Противостояние двух общин вынудило Лондон направить на остров дополнительные военные отряды. При этом спустя год после оглашения плана Макмиллана британские власти Кипра преступили к его реализации (с некоторыми изменениями).

К концу 1959 года Лондон выдвинул предложение о деколонизации Кипра, а ЭОКА заявила о прекращении огня по турецким формированиям. Это способствовало нахождению компромисса о будущем статусе острова и стало основой для заключения Цюрихско-Лондонских соглашений, в соответствии с которыми с 16 августа 1960 г. Кипр получал политическую независимость, и на основе которых была принята Конституция Республики Кипр. В соответствии с Конституцией Кипр стал президентской республикой. Президенту подчинялись все общины, проживавшие на острове, из-под его юрисдикции были выведены только районы Декелия и Акротири, где до сих пор располагаются одноимённые британские военные базы.

Однако, несмотря на давление со стороны США и СБ ООН, Турция не собиралась отказываться от своих требований в отношении Кипра. И после государственного переворота, совершённого 15 июля 1974 г. греками-киприотами при поддержке греческого режима «чёрных полковников», Анкара начала 20 июля 1974 г. военную интервенцию на остров. По итогам данной военной операции Турции удалось захватить около 36% территории суверенной Республики Кипр и изгнать около 180 тысяч греков-киприотов из их мест проживания. Данные действия позволили руководству турецкой общины объявить 13 февраля 1975 г. о создании в северной части острова Турецкого федеративного государства Кипр, которое 15 ноября 1983 г. было переименовано в Турецкую Республику Северного Кипра, остающуюся до сих пор признанной только Турцией.

Однако стороны не оставили попыток урегулировать конфликт на острове. С 1993 по 2002 гг. лидеры Республики Кипр Г.Клиридес и Турецкой Республики Северного Кипра Р.Денкташ провели около 50 встреч, но ни одна из них не имела никакого значимого результата для урегулирования спора между греками и турками.

Что касается Великобритании, то вплоть до 2008 г. она оставалась в стороне от участия в урегулировании греко-турецкого конфликта на Кипре, что было вызвано определённой стагнацией ситуации на острове и концентрацией британских властей на решении внутренних проблем Соединённого Королевства. Однако 5 июня 2008 г. по инициативе президента Кипра Димитриса Христофиаса состоялась встреча с премьер-министром Великобритании, являвшейся одним из гарантов статуса-кво на острове, Гордоном Брауном, в ходе встречи были обсуждены перспективы кипрского урегулирования. Оба лидера подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором говорилось о стремлении успешно решить кипрскую проблему в рамках двусторонних и многосторонних соглашений и резолюций СБ ООН. В Меморандуме Великобритания подтвердила взятые на себя обязательства как гаранта политической стабильности на Кипре, заметив, что не будет поощрять никакие действия, направленные на раздел острова, а также на признание или на повышение статуса каких бы то ни было действующих там сепаратистских политических организаций.

В 2020 г. Великобритания предприняла попытку содействовать Греции в урегулировании спора вокруг континентального шельфа Кипра, однако эта попытка также не увенчалась успехом из-за непреклонной позиции Анкары в вопросе признания Турецкой Республики Северного Кипра и нахождения турецкого воинского контингента на острове. Поэтому ситуация с признанием Турецкой Республики Северного Кипра и урегулированием взаимоотношений между греческой и турецкой частями населения острова остаётся не решённой и в начале 2024 г.

Карина Кузьмина, магистрант МГИМО

Мнение авторов может не совпадать с позицией Организации


Вернуться назад

Возврат к разделу

Все новости