Сегодня в режиме видеоконференции под председательством заместителя Министра обороны Российской Федерации генерал-лейтенанта Андрея Булыги состоялось заседание Рабочей группы при Совете министров обороны ОДКБ по вопросам материально-технического обеспечения Войск (Коллективных сил) ОДКБ.
28 ноября 2024 года в Астане состоятся совместное заседание Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности, а также сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ.
Вопросы безопасности при переходе к многополярному миру, взгляд из Центральной Азии
13.12.2023Современный этап развития глобальных геополитических трансформаций оказывает влияние на различные регионы, в том числе и на Центральную Азию. Начиная с событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке регион Ближнего Востока и Афганистан подверглись разрушению и фрагментации обществ по клановому, религиозному и политическому признакам.
До сих пор эти страны пребывают в режиме перманентного гражданского противостояния и борьбы за власть. Ирак, Ливия, Сирия были ввергнуты в хаос гражданской войны и разрушения институциональных экономических основ государства. Институты государственного управления и правящие режимы были существенно дискредитированы или пали.
Там, где не удалось реализовать проект «оранжевой революции», была развязана гражданская война, как это имело место в Сирии и Ливии. Египет, пережив государственный переворот, позже вернулся под контроль военных.
Сирия удержала свою государственность, но понесла существенные военные потери и гражданского населения. Страна буквально погрузилась в гражданскую войну, инициатива в которой отошла иностранным вооруженным формирования террористической направленности.
При активной поддержке России и Ирана значительная часть территории Сирийской Республики была освобождена от оппозиционных вооруженных формирований и террористических прокси. Вместе с тем Идлиб и нефтеносные территории, на которых расположены американские базы и лагеря беженцев, остаются неподконтрольными Дамаску. Хищение нефти с ее последующей контрабандой на территорию Ирака при поддержке военных США и рекрутирование новых членов в ряды вооруженных прокси формирований из лагерей беженцев все еще остается не решенной задачей для официальных сирийских властей.
На этом фоне в Секторе Газа развернулась военная операция Израиля, в результате которой с начала конфликта между ХАМАС и Израилем уже погибли больше 15 тыс. человек. Об этом 4 декабря сообщил представитель министерства здравоохранения Газы. В Израиле погибло 1400 человек.
В отличие от предыдущих воин и конфликтов на Ближнем Востоке «Газа» становится катализатором уже мировой фрагментации и элементом дискредитации внешней политики США и ЕС в вопросе поддержки военных действий Израиля на фоне массовых протестов в обществе как самих США, так и стран Европы, включая Великобританию. В Испании и Ирландии на политическом и общественном уровнях Израиль подвергся осуждению за практику «коллективного наказания» палестинцев, в результате которой гибнет гражданское население всех возрастов. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен была жестко раскритикована депутатами Европарламента за позицию двойных стандартов в поддержке Израиля.
Несколько стран Южной Америки подали дипломатические протесты против Израиля в ответ на конфликт с ХАМАС. 31 октября Боливия разорвала дипломатические отношения с Израилем, объяснив своё решение предполагаемыми военными преступлениями и нарушениями прав человека в секторе Газа. Чили и Колумбия также отозвали своих послов. Белиз приостановил дипломатические отношения с Израилем.
Президент Гондураса объявила об отзыве посла вскоре после того, как МИД страны заявил, что «Гондурас решительно осуждает геноцид и серьёзные нарушения международного гуманитарного права, от которых страдает гражданское палестинское население в секторе Газа».
Турция и Иордания отозвали послов из с Тель-Авива, Бахрейн приостановил дипломатические отношения с Израилем.
До возникновения сегодняшнего масштабного конфликта ХАМАС и Израиля, Ближний Восток для Центральной Азии был преимущественно предметом мониторинга процессов миграции из стран центральноазиатского региона потенциальных членов террористических вооруженных формирований в Сирии и Ираке, представленных прежде всего ИГИЛ и Нусра, позже уже ИГИЛ Хоросан.
Как отмечают эксперты, палестинский вопрос усложнил палитру угроз безопасности региона тем, что создал риски смещения конфликтного потенциала и вовлечения в конфликт ХАМАС с Израилем Ирана, пусть даже в опосредованной форме на случай, если Израиль продолжит уничтожать палестинское население.
Страны Центральной Азии - члены ЕАЭС в целом придерживаются единой позиции с Россией по конфликту в Газе, призывая стороны к прекращению военных действий и созданию Палестинского государства на основе принципов и соответствующих резолюций ООН.
Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан выступили за создание независимого палестинского государства на саммите Организации исламского сотрудничества (ОИС), прошедшем 11 ноября в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде.
Россия, Казахстан и Узбекистан организовали поставку гуманитарной помощи населению Газы. США и Германия начали поставки военной помощи Израилю. Штаты направили в Средиземной море авианосцы. Великобритания - свои военные корабли и разведывательную авиацию.
Ситуация в Газе и ее влияние на мировые процессы очевидны. Военные действия на Украине уступили международным спорам по вопросу военной операции Израиля в Газе, которую ряд стран охарактеризовали как геноцид палестинского народа.
На этом фоне Россия с ее принципиальной позицией о праве палестинцев на создание собственного государства и призывом к остановке военных действий, разительно отличается от позиции коллективного Запада с его однозначной поддержкой Израиля. Это становится неким сигналом для Европы и США, что Россия, а также интеграционные объединения и союзы с ее участием все больше смещают свои ориентиры в сторону Глобального Юга, стран Персидского Залива и Юго-Восточной Азии.
Государства региона Центральной Азии, имея границы с Китаем, Россией и Афганистаном являются тем пространством «Новой Большой Игры», где все больше рефлексируют на фоне событий, происходящих в мировой геополитике. Активность визитов политиков высшего звена из России, Китая, США и ЕС в центральноазиатские страны региона, двусторонние контакты глав государств Центральной Азии, многочисленные переговорные инициативы в 2022 – 2023 гг. отчетливо демонстрируют, что регион испытывает на себе влияние происходящей глобальной трансформации, а его государства стараются минимизировать риски их возможного вовлечения в геополитические деструктивные процессы.
Основные стратегические приоритеты государств Центральной Азии фокусируются на следующих направлениях:
Вопрос границ. Особое место эта тема занимает в отношениях между Таджикистаном и Кыргызстаном. Между государствами было два крупных вооруженных столкновения, результатами которых стала гибель военнослужащих и гражданского населения с обеих сторон, разрушение гражданских объектов и инфраструктуры. При этом обе страны являются членами ОДКБ. Узбекистан, не входя в военный союз, решил приграничные вопросы с Кыргызстаном путем переговоров.
Вопрос использования водных ресурсов остро стоит в отношениях Кыргызстана и Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана, Афганистана и Узбекистана, Афганистана и Туркменистана.
Вопрос ситуации в Афганистане. Практически все государства региона понимают, что стабильность в стране является неотъемлемой частью системы безопасности всего региона и южных границ России и Китая. Однако, как полагают ряд экспертов, международная геополитическая конъюнктура создает условия, когда некоторые представители режима талибов все еще рассматриваются стратегическими противниками Китая и России в качестве возможных «прокси» в контексте дестабилизации ситуации вокруг Китая, России и их соседей из Центральной Азии как участников множества экономических и стратегических совместных проектов.
Известно, что США поддерживают постоянную переговорную линию с талибами в Катаре. Основным методом давления на власти в Афганистане со стороны внешних игроков, по мнению экспертов, является международное непризнание и предоставление финансовой помощи на условиях сговорчивости по тем или иным вопросам стратегического характера.
Тяжелое экономическое положение в приграничных районах с Пакистаном время от времени создает благоприятные условия для организации и проведения диверсионно-террористических операций против талибов со стороны тех же иностранных прокси-вооруженных групп, выступающих «под брендами» ИГИЛ Хоросан и т.д., вынуждая талибов расходовать и без того ограниченные ресурсы на борьбу с внутренним противником.
Все это повышает степень риска снижения контроля над страной нынешним правительством Талибана, что в свою очередь создает угрозы появления неконтролируемых зон на афганской территории. При этом следует отметить, что количество таких прокси-групп все же незначительно и возможность перехвата инициативы у талибов в настоящее время не реалистична, полагают эксперты.
В 2022 г. в США была принята концепция национальной безопасности, в которой, по мнению советника министра обороны России А.М.Ильницкого, врагами номер один объявлены национальные государства, проводящие суверенную политику. Одним из приоритетных направлений в стратегии США названо «информационно-когнитивное доминирование».
Представители экспертного сообщества полагают, что процесс сбора данных, научных и аналитических изысканий, комплексное изучение религиозных и культурологических факторов и особенностей региона, станет, по всей видимости, более активным и глубоким в соответствующих исследовательских институтах США и НАТО.
Все это ставит перед странами региона, ОДКБ и ЕАЭС задачи по разработке новых подходов к собственным системам безопасности, более глубокого, тонкого и системного подхода в работе с исламским ресурсом в государствах Центральной Азии как существенного и действенного механизма мобилизации человеческого ресурса, создает необходимость более тесного взаимодействия по обмену опытом по широкому кругу вопросов не только военного характера, но и гуманитарного, а также научного сотрудничества.
Одновременно с геополитическими и геоэкономическими трансформациями в мире происходит существенный сдвиг и изменения в глобальных центрах формирования ценностных, религиозных и идейных нарративов, что также ставит перед странами новые задачи в смысле перспектив выживаемости и эффективности интеграционных идеологем существующих союзов и объединений как в мире, так и в отдельно взятых регионах.
Аман Салиев, к.и.н., директор Института стратегического анализа и прогноза
Мнение автора может не совпадать с позицией Организации